Карнавал животных

КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ

(Детский костюмированный мини-спектакль под музыку Сен-Санса)

Замечательная сюита Камиля Сен-Санса Le carnaval des animaux («Карнавал животных») была написана аж в 1886 году, то есть 130 лет назад! Тогда великий французский композитор считал свой шедевр всего лишь музыкальной шуткой, несерьёзной пустяковиной, и поэтому даже запрещал публиковать ноты с этой сюитой – он хотел оставаться в глазах публики автором серьёзных, умных произведений. Тем не менее, ничто не принесло Сен-Сансу такой доброй всемирной славы и такой долгой посмертной памяти, как «Карнавал». По этой гениальной «безделушке» ставят спектакли и балеты, причём, не только детские.



Чтобы почувствовать прелесть сюиты, попробуйте поглядеть хотя бы этот спектакль. Можно вместе с ребёнком. Это и ему будет интересно, и у вас, наверняка, появятся свежие идеи, как организовать запоминающийся праздник для детей. Вот он:

Вы обратили внимание, что детская часть совершенно незатейлива? Детские партии животных могут выполнять самые обычные ребята, а не отличники балетной школы. В упрощённом варианте можно устроить постановку «Карнавала животных» для гостей, для дедушки с бабушкой или вообще для гостей. В школе и детском саду на новогоднем утреннике это организовать ещё легче, но даже в домашней комнате всё будет выглядеть невероятно празднично, а главным украшением послужит сама музыка!

Мы тоже хотим предложить вам воспользоваться этой гениальной сюитой для того, чтобы превратить обычный суматошный детский праздник в культурный досуг. Культурный не в смысле «скучный», конечно! Сюита очень весёлая, в ней гармонично сочетается очарование и простота. Звучит она около получаса, а это самый что ни на есть детский размерчик для музыкальных спектаклей.

Итак, какие возможны варианты.

На самом деле, не обязательно начинать сразу с такого спектакля, где прыгают и бегают, танцуют и ползают дети со взрослыми в карнавальных костюмах. С самыми маленькими можно устроить кукольный спектакль. Для этого потребуется совсем немного места, какая-то загородка, занавеска и куклы. Их роль могут выполнять обычные мягкие игрушки, но можно выбрать и что-нибудь из пальчикового кукольного театра. В качестве примере кукольного спектакля по «Карнавалу животных» можно посмотреть хотя бы вот этот:

Кстати, совершенно не обязательно, что в каждом музыкальном фрагменте сюиты обязательно должны выступать заглавные существа: лев, петух, антилопа и т.д. Вполне можно подобрать другой ряд животных. Важно только прислушаться к музыке и свободно последовать течению своих собственных ассоциаций. Ведь Сен-Санс, когда писал сюиту, имел в виду человеческие характеры, а не просто животных.

Если вы решили не останавливаться на скромных масштабах кукольного спектакля, вас ждут прекрасные муки режиссёрского творчества. Прежде всего, вы вместе с детьми будете придумывать, кто и как будет выступать в вашем музыкальном спектакле. Потом вы без ссор и криков разделите роли и начнёте репетировать. Наверно, это-то и есть самая прекрасная часть всего спектакля – та, которая проходит без зрителей и волнений. У вас с детьми появляется большая совместная работа, секретная причём! Да, договоритесь с малышами хранить всю подготовку в тайне – им тогда будет вдвойне интереснее. Хорошо, если подготовка к спектаклю станет у вас доброй предновогодней и предрождественской традицией. Малыши потом всегда с теплом будут вспоминать эти дни, эти прошедшие новые годы и вас в придачу.

Теперь, когда вы примерно представили сценарий и определились с персонажами, можно садиться за компьютер (вставать в удобной позе с планшетом или развалиться нога за ногу в кресле с другим девайсом в руке) и выбирать карнавальные костюмы, какие будут отвечать задуманной вами программе представления. Собственно говоря, вы уже находитесь в нужном месте и, если вам что-то понравится из выложенных здесь костюмов животных или сказочных персонажей или даже исторических костюмов для детей (ведь «Карнавал» можно адаптировать для любых персонажей), то не стесняйтесь заказывать.

Сейчас давайте попробуем слегка разобраться с сюитой, кто там who. Это нужно для того, чтобы решить, какие карнавальные костюмы (или пальчиковых кукол) выбирать для спектакля.

Первая часть у Сен-Санса называется Introduction et Marche Royale du lion, то есть «Вступление и Королевский марш льва». Слышны торжественные звуки фортепиано, много-много скрипок. Кто-то расслышит даже звуки грозного львиного рычания.

Тут всё понятно. Лев – царь зверей и т.д. и т.п. В мелодии угадывается что-то средневековое. Замок или дворец. Король (один или с королевой и со свитой) входит в тронный зал. Или этот же король выезжает на войну на своём коне, украшенном драгоценной попоной. Можно фантазировать так и эдак. Взять костюм льва и обыгрывать его как душе угодно. Или одеть ребёнка в королевский костюм, чтобы он выглядел как его величество Леон. Кому как больше понравится.

Вторая часть носит неожиданное (после первой) название Poules et Coqs, т.е. «Куры и петухи». Слышны нежные и торопливые фортепьянный нотки. В них, однако чувствуется, некоторая робость, тревога. Это неудивительно: куры ведь.

Опять же, можно пойти по прямому пути и воспользоваться маскарадным костюмами курочек, петухов, цыплят. Но есть и другое варианты. Если продолжать средневековую тему, то ко двору Короля (он может оставаться сидеть на своём табуреточном троне), например, слетелись встревоженные феи. Они пришли просить помощи против злого дракона.

Третья часть сюиты miones (animaux loces) – «Антилопы (быстрые животные)» – стремительна и благородна. Мчатся, стремятся куда-то быстроногие существа. Их сердца бесстрашны, а помыслы высоки. Ну кто же это?

Это могут быть и в самом деле животные вроде оленей . А можно опять переиначить затею композитора. Например, пусть теперь к замку короля Леона съезжаются на своих верных конях отважные рыцари. Они прибыли по зову государя. Они хотят отправиться в тридевятое королевство, сразить там всех злых драконов и спасти милых нервных фей от душевных переживаний.

Четвёртая часть нашего зоологического карнавала имеет несколько неторопливое имя: Tortues, «Черепахи ». Фортепианная партия чинна, неспешна, тяжеловата.

Черепахи в качестве костюма тоже бывают разные. Есть и ниндзя, как известно. Но лично мне слышится в этих звуках нечто гораздо более романтичное и возвышенное, чем просто возня панцирных рептилий. Например, это те самые наши рыцари оправились в поход и едут на своих конях по долам, по полям и через пустыни, по береговой линии моря и на фоне далёких заснеженных гор. Кстати, вот ещё одна идея: по ходу спектакля хорошо было бы показывать слайды со всякими красотами. Это придаст представлению дополнительной праздничности.

Eléphant или «Слон» – таково название пятой части сюиты. Низкие, солидные звуки, образующие что-то добротное и смутно знакомое – вроде вальса.

Похоже на слона, не правда ли? Не на лесного, а на циркового какого-то, который умеет танцевать и кланяться публике. Вообще-то этот номер «Карнавала» пробуждает мысль о чём угодно большом и добром, красивом и сильном. Например, наши рыцари-странники встретили по пути к подвигу замок одинокого волшебника. Башни, стены, флаги. Кто же выскочит, кто выпрыгнет им навстречу?

В шестой части на слушателя напрыгивает Kangourous, что означает нескольких кенгуру. Фортепьяно изображает резвые прыжки и любопытство, блестящее в чёрных глазах сумчатого зверька.

Под эту мелодию детишки могут вдосталь поноситься и поскакать в костюмах кенгуру, кроликов, зайчиков, мышек и прочих прыгучих грызунов: сумчатых и не очень. А в нашей благородной сказке новый поворот сюжета. Это из замка выскочил худенький добренький колдун, общительный и слегка сумасшедший. Он бегает вокруг рыцарей, всё нарадоваться не может, что их приезд скрасил его многолетнее одиночество. Просто так, по доброте душевной он дарит героям волшебную способность летать. Или делаться невидимыми. Или напиток бессмертия. Ну что-то такое, вы понимаете.

Седьмая часть – это Aquarium, что по-русски звучит примерно так же, как и по-французски. Дело ясное, что дело тёмное: глубины, колебания водорослей, поблескивание ярко окрашенных рыб. Тайна всех океанов.

Рыбок – что игрушечных, что костюмных – у нас пруд пруди. Детям в маскарадных костюмах рыбок так же приятно резвиться, как и в прыгательных нарядах кенгурят. Если же они у нас рыцари, то эта мелодия означает: приехали к морю. Море волнуется – раз, зритель волнуется – два. Из воды выглядывают русалки и акулы, чайки вьются над берегом в недобром предвкушении. Куда ж нам плыть? Рыцари в недоумении. Продолжение, как говорится, следует – оставайтесь на нашем канале.

А вот и ответ! В восьмой части на сцену выходит «Персонаж с длинными ушами или Осёл» (Personnages à longes oreilles). Отрывистые звуки скрипок имитируют, как некоторым кажется, отрывистый крик этого мирного животного. Другие считают, что так звучит хлыст безжалостного погонщика. Не будем принимать этих интерпретаций на веру, пока не послушаем сами, ОК?

Ослик, грустноватый и стремительный ослик. В таком костюме малыш может станцевать несколько па, какие сам придумает, сорвать аплодисменты и раскланяться. А наши рыцари всё у моря! Какой там осёл? А вот какой. Это стремительная ладья пиратов пристаёт к берегу. Не зря музыка такая настораживающая, ой не зря! Неужто предстоит схватка? О нет, для этого композиция слишком коротка. После короткой уважительной беседы пираты принимают наших искателей приключений на борт. И везут через море. Отрывистые звуки – это мощные гребки вёсел. Музыка, значит, повторяется дважды: пираты прибывают и пираты увозят рыцарей. Куда? Нетрудно рассказать.

Дремучий лес звучит пианино, а крики кукушки изображаются кларнетом в девятой части сюиты, что именуется Le coucou au fond des bois, что значит «Кукушка в глубине леса». Лес поистине глубок и полон тайн. Хотя маловато она прокукукала, эта птичка, предсказывающая годы жизни. Будем надеяться, не нам, а кому-то злому.

Итак, лес и кукушка. Среди маскарадных костюмов у нас есть ряд, изображающих природу, поры года. Дети могут поколыхаться, поводить неспешные хороводы. Среди зарослей уместны всякого рода волки, лисы, зайцы и медведи. Есть где развернуться. Вот в этом-то месте наши рыцари сходят на берег и замирают при виде дикой красоты необузданных сил природы. Куда дальше?

Чем дальше в лес, тем больше птиц. Вот и десятая часть: Volière, он же «Птичник». Флейты и струны поют, изображая пернатых.

Как узнаваемы звуки свежего летнего леса, где распускаются колокольчики и звенят беспечные птахи! Детям впору поребячиться в костюмах птиц, порхая вдоль и поперёк комнаты. Думаю, особенно удачно с этой задачей справятся девочки. Мальчики в нарядах angry-bird’ов тоже могут присоединиться. Чудесно, а рыцари? Заблудились?! Не беда! Птицы, почувствовав, что это добрые витязи, настоящие герои, проведут их через лес в Тридевятое королевство. А что поделаешь, д а помощь нужна – у нас же не чемпионат по ориентированию!

Что за зверь подстерегает нас в одиннадцатой части «Карнавала животных»? О! Звери несноснейшей (для соседей) породы: Pianistes! Послушаем, как они упражняются у нас под боком. Кто жил в звукопроницаемом многоквартирном доме, узнает.

Воображение нам и тут окажет помощь. Под эту мелодию может выступить команда бегемотиков-силачей и медвежат-борцов. Кроме того, звуки разминающихся пианистов напоминают поход через ухабистую местность. Иногда откуда-то с неба или издалека мелькают угрожающие тени. Под ногами камни и кости погибших раньше героев (не стоит пугаться излишнего натурализма, в каждой второй русской сказке о богатырях нет-нет да и мелькнут подобные детали ландшафта). Но рыцари полны решимости. Огни опускают забрала, нацеливают копья и устремляются вперёд.

Двенадцатую часть своей сюиты Сен-Санс назвал «Ископаемые» – Fossiles. Это не вполне понятное название (не уголь же!) мы осмелимся переиначить в «Динозавров». Озорные зубастые чудовища намерены задать перцу незваным гостям. Послушайте, как у них получается. Вроде весело, правда:

Костюмы драконов и динозавров в вашем распоряжении. Как ими распорядиться? Устроить танцы и бои, игру в салочки? Честно говоря, рука не поднимается затевать под такой мотив драконоубийственное побоище. Вы, конечно, можете распорядиться сюитой Сен-Санса по собственному усмотрению, но мне видится мирная кульминация. После вполне безобидной перепалки динозавры и рыцари (и те и те вымершие виды, кстати говоря) проникаются взаимной симпатией. Рыцари дарят динозаврам способность летать, или что там им подарил волшебник, а миловидные чудища за это берутся отвезти героев вместе с конями обратно ко двору короля Леона.

И вот самая знаменитая, самая обворожительная тринадцатая часть сюиты – «Лебедь». Известный хореограф Фокин сделал из неё «Умирающего лебедя» , но композитор свою птицу и не думал обрекать на гибель. Она у него красуется и плывёт по фортепианным волнам, блестя звуками арфы. Послушаем вместе с детьми, это классика из разряда must hear.

Лебеди. Конечно! Эти царственные костюмы доставят несколько счастливых минут детям. И вдохновение нам, режиссёрам. Ведь как только рыцари подарили динозаврам волшебные крылышки, те превратились в прекрасных огромных лебедей. Во такая сказка о гадком динозаврёнке. Полная победа добра и красоты над силами зла и безвкусицы. Подобно Лоэнгринам рыцари возвращаются на лебедях домой. Над лесом летят – привет птицам. Над морем летят – привет корсарам! Над одиноким замком летят – привет дядя колдун, спасибо!

Часть четырнадцатая, финальная – самая праздничная и богатая. Все инструменты поют счастливый танец, вспоминая пережитое.

Итак, спектакль подошёл к концу. Все участники представления выбегают на сцену. Зрители могут тоже присоединиться к ним. Трёхминутная гала-дискотека под звуки скрипок, флейт и фортепианного дуэта. Рыцари и феи, волки и овцы, лев и пупс. Все счастливы, что сказка кончилась хорошо. Особенно король Леон, который терпеть не может военных конфликтов и вмешательства в дела суверенных государств, пусть даже и тридесятых по значимости. Танцуют все!

Вот, друзья. С помощью друга всех детей и интеллектуалов Камиля Сен-Санса мы придумали маленький сумасбродный спектакль-пантомиму для украшения новогодних, рождественских, семейных или школьных праздников. По ходу дела дети ознакомятся с классикой и получат море радости от тесного общения в одной команде с вами, взрослыми. А вы прочаще заходите к нам на страничку, где не только можно прибарахлиться всяким праздничным скарбом, но и почитать что-нибудь небесполезное или, в крайнем случае, не лишённое остроумия.

Искренне ваш

Принц Экомфорт