Карнавал. Праздник гротеска и телесности

Чтобы понять европейскую культуру прошлых веков, нужно выяснить, что же такое карнавал. Настоящий карнавал не укладывался в один день, и не праздновался внутри домов, ведь вся его суть – в многодневных парадах и уличных шествиях. В первую очередь это были ярмарки с их богатой и разнообразной системой площадных действий с участием клоунов, арлекино, уродов, «ученых» медведей, гусей и прочего зверья, а также шуточными пародийными представлениями.

Герои этих представления – Арлекино, Коломбина, Петрушка, Скоморох, клоун (см. костюмы), в зависимости от конкретной культуры.


Во время карнавала избирали шутовских королев и королей «для смеха».

Русский философ Бахтин говорит о народной смеховой культуре карнавалов, которая сокрушает всё серьёзное. Бахтин пишет, что для народной смеховой культуры характерно переворачивать всё с ног на голову, воссоздавать мир «наизнанку». Эти праздники принципиально отличались от официальных церемониалов, например, тем, что отрицали иерархию между людьми: для карнавала стирались все ранги, и каждый свинопас мог обратиться к знатному человеку как к своему другу.


Карнавал основывается на противопоставлении двух категорий – «верха» и «низа», которые строго определены: верх – это небо, низ – земля. А в телесном аспекте, верх – это лицо, низ – гениталии, живот и зад. Карнавал был праздником телесного низа: зачатие, беременность, рождение, еда, являются главными темами всех увеселений.

Что такое клоун по-сути? Нелепица сплошная. Гротеск. Преувеличение. Торчащие волосы, круглый шнобель, шляпа набекрень, обувь великанского размера. Кричащие расцветки, лоскутный узор. А несмотря ни на что всё это вместе образует какую-то гармонию. Клоунский костюм – это спецодежда праздника, униформа спецназовца, высадившегося для проведения смеховой операции. А сколько родов войск у клоунов. Вот русский народный смехотворец – скоморох. Он веселит народ плясками, хождением на голове и пением рискованных куплетов под звуки бубна. На нём очень русская, очень народная рубаха с яркими нашивками, на голове у него – колпак. Его ближайший сродственник – Петрушка, очень разговорчивый клоун, костюм его такой же народный, а веселит Петрушка народ потасовками и прочими актёрскими выкрутасами. Полная им противоположность –Пьеро, которого язык как-то не поворачивается даже назвать клоуном. Но он всё же клоун. Костюм говорит сам за себя: чёрно-белый балахон, острый колпак и огромные пуговицы, напудренная физиономия. Пьеро из тех, над чьими преувеличенными неудачами можно только смеяться и учиться менее серьёзно относиться к своим. Ещё есть Арлекин – он красный, звенящий бубенцами, бедовый, как наш Петрушка; ему палец в рот не клади, а сам он за словом в карман не полезет. Самый знакомый нам цирковой Рыжий. Хотя, на самом деле, его лохматая шевелюра имеет право быть любого оттенка или всех цветов радуги вместе, лишь бы дыбилась заметно. Так что парик для него – первостепенной важности дело. И, конечно, что за клоунский коллектив без клоунессы?! Она среди клоунов баронесса, она посмешит любого, не сказав даже слова. И вовсе не из-за того, что уродка, а потому что шутку сделает ловко. На ней парик и шляпка выглядят особенно ярко.