Золотой ключик: всегда новая любимая сказка
«Золотой ключик» – головокружительно сложная книга. Зря
усмехаетесь; Толстой столько символики там наворотил, что филологи до сих пор
разбираются. В одном согласились:
Буратино – это сам Толстой и есть, который
мечтает о собственном театрике, где можно укрыться от шумных невзгод огромного
театра страны. Такой вот сдержанный блудный сын, сделанный из полена, сбежавший
поглядеть на спектакль, а вернувшийся с ключом от потайной дверцы, ведущей в
жизнь укромного искусства.
Вот так нам, взрослым можно не без интереса
прочитать новыми глазами знакомую с детства сказку. А детям незачем ребусы
ребусничать. Для них книжка – забавное приключение образцово непослушного
мальчика, его симпатичных друзей и примечательных противников. Целый кладезь
ярких характеров мы видим в «Золотом ключике».
Костюмы героев этой повести легко и приятно узнаваемы, ведь каждый из персонажей отмечен яркой особенностью внешности, одежды. Карабас-Барабас – это воплощённое Зло с бородой и плёткой, эксплуататор кукольных детей, полицейский угодник и обжора. По своему он даже привлекателен, особенно в фильме, сыгранный Этушем. Как стрельнёт взглядом из под брови, озноб пробирает. Наверно, это собирательный образ театрального режиссёра вообще, тирана и сумасброда. Так его видят актёры. Но детям об этом думать не обязательно, для них Карабас – громовая туча, от которой весело убегать, прятаться. Все спрячутся, и только лопушок Пьеро останется стоять столбиком, растерянно хлопая глазами. Поэт, что с него взять! Толстой явно любит его, беспомощного, пришибленно-гениального, не земного словно жителя, а с луны чебурахнувшегося. И мы его не можем не любить.
Костюм Пьеро на редкость со вкусом оформлен: весь, как полагается, чёрно белый, с пуговицами ого-го, и колпак на голову высокий, чтобы вдохновения из космоса принимать. Мальвина всё-таки его должна предпочесть. Да, его, а не боевитого Арлекино, не целеустремлённого Буратино. Характер у Мальвины и сам по себе крепкий; ей нужен талантливый обожатель и подкаблучник, кого она будет обустраивать в быту и кем помыкать на творческой стезе. Конкурент не нужен Мальвине. Костюм её будто нарочно изображает беспредельную нежность: эти небесные кружева, эти голубые кудри и платьице к ним в тон – чтоб заманивать наивных Пьеро.
Но маленьким девочкам, в отличие от взрослых филологов, этого знать не надо, им достаточно видеть и чувствовать себя барышнями, настоящими летуче-волшебными принцессами. И правильно ведь: Мальвиной все восхищены, так или иначе её слушаются и ей служат по-рыцарски. Служит ей чёрный пудель Артемон. Мужественная собака, внушающая уважение. Её полная противоположность – кот Базилио – лукав, глуповат и коварен. Но как он при том симпатичен, серый и полосатый бомжело в ложно-слепых очках! За костюм Буратино папа Карло отдал свою последнюю куртку. Сейчас не надо идти на такие жертвы, всё вполне позволительно. Поэтому и плотник Карло у нас эдаким щёголем в атласной рубашке, деловой весь, мастеровитый. Буратино наоборот – это в чистом виде мальчишество. Озорное, беззаботное. Мечта стареющего писателя, автора «Детства Никиты» о смелых, привольных годах при взгляде в окно на унылые улицы, полные состарившейся на какое-то время страны. Ничего, она регулярно молодеет в наших маленьких! Новые Буратины надевают колпачок, показывают всем нос и стучат вперёд по жизни деревянными башмачками с азбукой на перевес. Только у них всё-таки получится вырастить денежное дерево!