Петя и волк

ПЕТЯ И ВОЛК

(Сценарий новогоднего праздника для детей с музыкой С. Прокофьева)

Неужели, скажете вы, нам в очередной раз будут предлагать стряхнуть пыль с этого старья? Разве детям интересен Прокофьев, да ещё в праздничные дни, которые хочется провести без забот? Да, опыт показывает, что интересен. Классика – это не то, что обязательно учат в школе, а такая штука, которая оказывается снова и снова востребованной: через десять и двадцать лет, и через сто.

Сказка «Петя и волк» вновь и вновь покоряет сердца маленьких слушателей всех стран, где есть хоть что-то похожее на сказки, на волков, где есть мальчики и на чём послушать музыку. Это т музыкальный шедевр, начиная с его создания в 1936 году снова и снова интерпретируют по-новому, делают джазовые и рок-аранжировки, а не так давно французский композитор Бейнтус рискнул написать продолжение – «По следам волка» – и прославился. Кроме того, множество аниматоров поупражнялись в экранизации этой музыкальной сказки, начиная с диснеевского «Питера и Вулфа» 1946 года и заканчивая польско-канадской сногсшибательной фантазией, что получила «Оскара» в 2007-м.


Собственно, если у вас найдётся время, можно глянуть какой-нибудь из этих мультиков, слушая заодно и музыку великого русского композитора. Попробуйте, например, вот этот, старый, советский, без выкрутасов:

При желании на ютьюбе можно найти и другие постановки, включая оскароносную. Разным людям нравятся разные, это дело вкуса.

Однако мы предлагаем не останавливаться на просмотре мультиков, а заняться организацией детского костюмированного спектакля.

Прокофьев признавался, что сам сюжет сказки про мальчика и волка для него был не особенно важен. Он хотел научить детей узнавать разные инструменты в оркестре, чувствовать их возможности. Сейчас, особенно в праздничные дни, едва ли есть смысл ставить такую дидактическую задачу. Детям должно быть просто весело и как можно более интересно. А музыкальное обучение будет само собой происходить по ходу дела. Поэтому, не будем сосредоточиваться на разборе звучания отдельных инструментов и тем, а перейдём к действу.

Что нам понадобится? Прежде всего, музыка Прокофьева. Запись спектакля можно скачать из Интернета, а можно даже просто воспользоваться тем роликом, что размещён у нас здесь выше. Но тут возможны дополнительные варианты. Ведь наряду с классическим исполнением, существуют обработки в стиле джаз и рок. Не исключаю, что кому-то из вас или ваших детей они придутся больше по вкусу. Вот старинный джазовый вариант главной темы:

Очень заводной и детский вариант получается.

А «рок-опера» (хотя какая она опера, если в ней не поют?) звучит немножко загадочнее, но тоже довольно беззаботно. Ребятам такая трактовка может прийтись по вкусу больше, чем несколько «грузное» звучание симфонического оркестра.

Итак, с музыкой более-менее ясно. Теперь следует определиться с игровым сценарием.

Понятно, что с воодушевлением играть в зверюшек могут только дети 4-5 лет, едва ли старше. К тому же сюжет, взятый Прокофьевым прост донельзя: Петя гуляет, встречает птичку, потом утка спорит с этой птичкой, кошка охотится на маленькое пернатое существо, волк проглатывает утку, мальчик ловит и связывает хищника, сдаёт его охотником, а в финале все стройным маршем отправляются в город – сдавать пленника в зоопарк. Детский сад! То есть, как раз то, что надо в детсадовской группе. Или дома, если у вас достаточно энтузиазма устроить своим чадам и их маленьким гостям такое развлечение.

На самом деле, персонажей можно выбрать других. Не Петю, а принцессу Анечку, и не волка, а, например, злого колдуна. Вместо охотников можно выпустить отважных витязей, финальный парад пусть тогда идёт не в зоопарк, а к дворцу короля. Смелее выдумывайте, фантазируйте – любые идеи годятся.

Теперь озаботимся внешним оформлением праздника. Новогодние гирлянды, звёздочки и висюльки, я думаю, вы легко обеспечите и украсите ими свою гостиную (или зал, если дело будет происходить в детском саду). Или обойдётесь без них. В качестве всякого рода леса, избушки и прочих пейзажных элементов вполне годятся предметы обычной мебели. Это не главное. Главное, чтобы дети почувствовали себя самыми главными героями праздника. Поэтому стоит заранее запастись маскарадными масками или даже карнавальными костюмами, чтобы как можно более выразительно изображать героев музыкальной сказки.

Кстати, очень было бы хорошо, если бы родители и вообще взрослые не только режиссировали спектакль, но и принимали в нём участие. Как мы уже говорили в статье на тему «Карнавала животных» (по музыке Камиля Сен-Санса), совместная творческая деятельность очень способствует укреплению привязанности и развитию семейных отношений. Взрослый может взять на себя роль какого-нибудь противного злодея, которого маленькие герои будут со счастливым визгом одолевать, валить на диван, сражать подушками, а он будет беспомощно дрыгать ногами и капитулировать. Для этого папе, маме, дедушке, возможно, кому-то из родственников-гостей тоже стоит выбрать маскарадный костюм. Тонны веселья гарантированы.

Теперь можно переходить непосредственно к самому представлению.

Музыкальная пьеса Прокофьева делится на 7 частей, которые, однако, можно разделять и комбинировать по-своему.

1. «Петя»

Звучит бодрая, жизнеутверждающая мелодия, исполняемая струнными инструментами. Это мальчик прогуливается по зелёной лужайке. На самом деле, с одинаковым успехом по лужайке ли по полю возле дворца может прогуливаться принцесса Анечка. Собирать цветочки или ягодки в лукошко. Обязательно нужно придумать исполнителю какое-нибудь небольшое занятие. Сюжет можно усложнить тем, что принцесса временно скрывается под видом простенькой крестьянки в народном костюме. Да, этот приёмчик мы, пожалуй, беззастенчиво украдём у Пушкина, придумавшего такое в «Барышне-крестьянке».

2. «Птичка»

Трели на флейте изображают заливистое пение крылатого существа. Это на самом деле могут быть какие-угодно птички, от синицы до жар-птицы. Петя или принцесса весело потанцуют со своим певучим другом. Если птица волшебная, то принцесса будет приближаться к ней робко, неспешно расспрашивая, откуда она такая и что за дела у неё в нашем суровом краю.

3. «Утка»

Переваливается прерывистый звук гобоя. Уточка с равным успехом может быть заменена гусем, это тоже существо водоплавающее и смешное. По задумке Прокофьева утка должна спорить с птичкой о том, кто из них более настоящая птица: кто плавает или кто летает? А Петя при этом будет предпринимать какие-нибудь попытки примирения. Если у нас вместо мальчика в спектакле главное действующее лицо принцесса, то и гуся можно заменить, скажем, неуклюжим королевичем из далёкой страны. Он приехал осмотреть достопримечательности . Он свысока расспрашивает мнимую крестьяночку, кто в этой стране главный и заявляет, что в королевстве его папеньки таких жар-птиц множество. Бахвал, одним словом. Но безобидный.

4. «Кошка»

Вот слышны мягкие вкрадчивые шаги какого-то небольшого, но и не доброго существа. На птичку бросается толстая прожорливая кошка, однако певунья успевает спастись, вспорхнув на дерево. Всё просто и оптимистично. Дети узнают и запоминают, как звучит кларнет. Для «Пети и волка» этой незатейливой перипетии достаточно. Если же мы играем в принцессу Анечку, то можно представить, что кот – это животное, которое привёз с собой королевич. И этот неуклюжий хищник опять же пытается сцапать птичку, чтобы угодить хозяину. А храбрая принцесса защищает. Королевич, нет слов, в негодовании: как она смеет мешать!

5. «Дедушка»

Из замка выбегает взволнованный король… Хотя, позвольте, я поторопился. Для начала – простой прокофьевский сюжет. Из дому выходит ворчливый дедушка и пытается забрать внука с непредусмотренной прогулки. А теперь наше: из замка выбегает взволнованный король, хлопочет вокруг августейшей дочери. Королевич в недоумении, он посрамлён и унижен. Поделом!

6. «Волк»

Вот и главный антигерой! Какой роскошный злодейский образ! Звучит валторна, которую в данном случае так и хочется обозвать «волкорной». Волк грозно нападает, пугает всех, проглатывает, по замыслу безжалостного Прокофьева, гуся или утку. Мы можем для нашей принцессы придумать что-нибудь покруче. Пусть с ближайших гор слетит страхолюдный дракон. Он, конечно, предпочёл бы полакомиться нежной принцессой, но на беспринцессье довольствуется упитанным королевичем. Жалко его, глупого, но судьба, видать, такая. Однако принцесса не даёт трагедии свершиться: она вместе с жар-птицей обуздывают дракона, дав ему, скажем, сонных капель.

7. «Охотники»

Ясное дело, какая детская история без добрых молодцев, взявшихся невесть откуда! В «Пете» из лесу приходят несколько рассеянные охотники, которым пионер вручает готового обезвреженного хищника. Мы попробуем сделать спектакль не менее красочным. У нас на сцену выскочат рыцари. Они ходят-бродят вокруг обессиленного чудовища, пока принцесса, наконец, не объясняет им, что опасности нет никакой. Тогда каждый считает своим долгом слегка потрясти и попихать дракона. Пока у того из живота не выскакивает сильно потрёпанный заморский королевич. Он, конечно, преклонив колено благодарит спасительницу, которая, пока суд да дело, переоблачается з народного в царственное одеяние. Все вместе торжественной процессией маршируют в королевский замок, где для участников представления уже накрыт заслуженный сладкий стол.

Разумеется, мы тут привили лишь очень приблизительный сценарий для костюмированного детского праздника. Надеюсь, музыка Прокофьева вдохновит вас на собственные творческие дерзания. Впереди пора зимних праздников, когда особенно хочется сказки. Желаем вам почувствовать её хотя бы на денёк в ваших семьях.

Искренне Ваш

Принц Экомфорт